октябрь 2023 годаДВА МОЦАРТА, «НЕДОМАШНЯЯ» СИМФОНИЯ И НЕМНОЖКО ДЖАЗА
Герой второго вечера
Иван Никифорчин вместе со своим оркестром «Академия русской музыки» представил в Камерном зале Дома музыки целиком моцартовскую программу. Сначала прозвучала знаменитая Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром (Арина Минаева и Анастасия Бенчич), за которой последовал Пятый концерт для скрипки с оркестром (Анастасия Латышева). Все солистки играли очень неплохо, что можно сказать и про исполнение оркестра, не свободное, однако, от некоторой поверхностности. Кроме того, оркестр и сам во многом походил на группу солистов. С ансамблем все было в порядке, но настоящей слитности звучания заметно недоставало.
Но уже с самыми первыми тактами Сороковой симфонии оркестр буквально на глазах стал единым целым. Никифорчин, судя по результату, досконально проработал с музыкантами все, вплоть до мельчайших деталей и штрихов. И это было не просто превосходное исполнение, но и по-настоящему яркая и целостная интерпретация. Дирижеру удалось найти золотую середину между двумя крайними подходами: чрезмерной ажитированностью, переходящей в откровенный трагизм у Тосканини, и холодноватой отрешенностью трактовок многих аутентистов. На бис Никифорчин с оркестром повторили первую часть, сыграв ее, кажется, даже еще лучше. И было очень жаль, что не всю симфонию целиком…
«Академия русской музыки» – оркестр камерный, состоящий примерно из двадцати музыкантов. Никифорчин в Сороковой симфонии добивался более масштабного характера звучания, так что на слух могло бы показаться, будто оркестрантов раза в два больше. Похоже, дирижеру, постоянно работающему с десятком симфонических оркестров, тесновато в камерном формате, который он явно перерос.
Подробнее